Цена на мёд, как пример современного экономического устройства




В этой статье я хочу представить некоторые размышления о современной мировой экономике и о направлениях её развития. Также хочется указать наиболее явные причины, негативно влияющие на мировую экономику в целом.
Простые люди, к которым себя относит и автор данной статьи, не обременённые глубокими познаниями в области экономики, но задумывающиеся над тем, что творится с ценами на продовольственные и непродовольственные товары, часто задаются вопросом не только о причинах постоянной инфляции, но и о принципах формирования цен, как на уровне соседней булочной, так и на уровне мировой торговли, к примеру, нефтью.
Мне кажется, для того, чтобы понять причины постоянной инфляции, достаточно упростить экономические отношения. Здесь и возьмём для примера мёд. Рассмотрим пасечника. Он является производителем не мёда, а товара «мёд». Для производства ему нужны средства, средства производства. Для приобретения этих средств ему не обязательно вступать в экономические отношения с другими участниками рынка. Он сам может сколотить улей для пчёл из подручного материала, сам может найти свободный рой в период роения и так далее. В итоге он получает определённое количество мёда. Пасечник определился, сколько ему нужно мёда для собственных нужд, и у него остались излишки продукта. Он решает продать эти излишки, то есть вступить в товарно-денежные отношения. И здесь мы подходим к самому интересному: как он будет определять цену на свой продукт. Можно подойти с научной точки зрения: определить затраты, прибавить процент, обычный для данного сегмента рынка и получить цену за товар. НО, он не вступал в экономические отношения для получения средств производства, и на уровне пасечника затраты на их приобретение, поддержание и обновление равны нулю! Всё, что он тратит для получения своего продукта, – это время. И здесь этот показатель можно считать ничтожным по нескольким причинам: это его хобби, он только собирает мёд, он редко ухаживает за пчёлами. И что мы получаем? Цена на его товар не может опираться на затраты. На что же ориентируются пасечники-любители при определении цены на мёд? На среднюю рыночную цену. То есть, «как все». А как же «все»? На кого ориентируются они?
Сложно сказать. Возможно, мы, видя перед собой какой-то товар, не имея никакой опоры, в виде средней рыночной цены, сами формируем представление о том, сколько может стоить этот товар, исходя из его качеств (полезность, повседневная необходимость, сложность добывания и т.д.)
А теперь представьте этого пасечника, который едет на автобусе на рынок, чтобы продать свой мёд и вместе с другими пассажирами ругает нефтяников, которые повысили цены на билет, из-за инфляции, местное АТП, которое повысило цены на билеты, опять же из-за пресловутой инфляции. Он приезжает на рынок и, недолго думая, выставляет свой мёд на продажу на пару рублей дороже по сравнению с прошлым годом (А как же иначе? Ведь инфляция!).
Вот такая комедия получается. Выходит, мы сами себе делаем инфляцию. Оказывается, все «вихри враждебные», вздувающие цены, это просто наша обычная жадность! Ого, как неожиданно!
А теперь ответ на второй наш любимый вопрос. Да, да, второй. Ведь, на первый вопрос мы уже ответили. Кто виноват? – Мы сами. А что делать? Элементарно, попробовать не жадничать.
Уважаемый пасечник, пожалуйста, не накидывайте пару рубликов на свой мёд в следующем году, ведь он вам обойдётся не дороже, и кто знает, может быть и нефтяник не станет накидывать пару центиков на свою нефть, следующей осенью, когда вернётся с рынка, купив вашего мёда по прошлогодней цене.

Email this to someoneShare on VKShare on FacebookShare on Google+Tweet about this on Twitter

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *